Дальневосточное
Собрание, 2002, март, №3
КУЛЬТУРА
Всеволод
Мечковский:
РОССИЮ
ПРЕСЛЕДУЕТ «МИХАЛКОВЩИНА»
Живу
авансом (видит Бог), кредитом неоправданным, в долгу... А вот и
сам не смог смириться с ритмом заданным… Когда аврал по всей стране
- как бесы ни смеются - романтики - ценней вдвойне - поэты революций!
Анатолий Лернер
«Романтики
революции» (Всеволоду Мечковскому).
Всеволод
Мечковский... Для друзей просто Сева. Неугомонный художник, своей
фантазией способный, иронизируя, оживить простые и тривиальные
факты бытия, превращая их во флагштоки, на которых развеваются
знамёна наших прошлого, настоящего и будущего. Возможно, причина
этой взрывной лавины чувств, спроецированных на холсте, лежит в
сплаве польских, турецких и украинских генов, доставшихся,
художнику от предков.
Я
вспоминаю персональную выставку Всеволода, проходившую в Приморской
картинной галерее несколько лет назад. Увиденное настолько
потрясло, что, не кривя душой, могу сказать - до сих пор нахожусь
под впечатлением.
Но
время идёт и, бродя по залам картинной галереи, где снова были
выставлены картины моего любимого художника, я невольно сравнивала
того Мечковского - романтика революции с этим, новым -
поэтом, воспевающим любовь. Мне кажется, неизменным в творчестве
Всеволода осталось одно - он по-прежнему анатомирует свои чувства
так, что невольно слышишь их широкое дыхание, идущее далеко и издалека,
ощущаешь скольжение его души вдоль дороги своего сердца. В
его работах бьётся пульс вечности, подслушанный в самом быстротечном
и преходящем.
Наверное,
чтобы понять замысел художника, его идею, нужно попытаться
примерить на себя как платье его настроение, взглянуть на мир
его глазами, отойти от обыденности и почувствовать могучее
желание жить. Ведь то, что другим кажется простым нагромождением
звуков, для художника и плач и крик и ликование, то, что для других
будни, он воспринимает как дар судьбы.
А
судьба, надо сказать, не всегда была благосклонна к этому человеку.
Ему запрещали выставляться, не раз приходилось сталкиваться
и с предательством друзей.
«Я
не знаю, что такого контора, которая называется КГБ, (имеющая
своих людей в творческих кругах), узрела криминального в моей работе.
Я всегда говорил ребятам ещё в семидесятые годы - вот социализм,
а вот фашизм (переворачивает свою ладонь) - 2 стороны одной медали.
А, надо сказать, это очень многим в то время не нравилось. Были
такие карманные стукачи, которые говорили - «Сева, я
на тебя настучал, но я так хорошо настучал, что это просто
песня». Приходилось общаться и с такими людьми».
Несмотря
на многочисленные подножки, которые ему ставили люди, Всеволод Мечковский
приобрёл огромную известность, как в стране, так и за рубежом. Но
то обстоятельство не оградило его от так называемого совкового
маразма, с которым ему постоянно приходится сталкиваться.
«5-6
лет назад меня, если можно так сказать, приняли в Союз художников.
И говорят - «Мы тебя приняли задним числом, хоть ты и
не подавал заявление, так что пиши заявку и выставляй бутылку».
Ну, какой разговор, и одной бутылкой, естественно не обошлось. Но
для соблюдения всех формальностей нужна была справка из ЖЭКа,
о том, что я лоялен. Я добыл эту справку, но во всей своей гордыни,
я приложил туда репродукции моих работ, вышедших в японских, чешских,
польских журналах. Это окончательно доконало московских чиновников,
которые и вынесли резолюцию - «Совсем обнаглел».
В итоге Москва меня так и не приняла в Союз. Так что я до сих пор
состою в рядах неформалов, но мне это уже абсолютно все равно».
Мне
кажется, этот человек, несмотря ни на что, не уподобился фальшивомонетчику,
чеканящему фальшивую духовную монету, как это делают многие
из тех, которые гордо называют себя творческой интеллигенцией.
Эта постперестроечная «прослойка» сегодня с диким упорством
пытается слиться с сословием белых воротничков, не замечая
того, что, опускаясь, становится гнилой и продажной. Став чинушами,
эти интеллигенты расточают искусство подобно игроку, который
проигрывает свои деньги шулеру.
"Русская
интеллигенция - это стадо холуев, преданно заглядывающее в глаза
власть предержащим. Нас преследует «михалковщина»,
после которой придётся восстанавливаться. В высшем смысле интеллигент
- это как совесть нации, интеллигент - это всегда юродивый,
неважно, кто он - художник, архитектор, писатель... К сожалению,
действительно порядочных людей не так уж много, они у
нас как звёздочки, а остальное - такая дрянь».
Может
быть, поэтому, творчество Всеволода Мечковского, да и сам автор
являются бельмом в глазу у бюрократов от искусства, для которых
жизнь - это салон, где должны произноситься только «правильные»
слова и совершаться только «правильные» поступки. В
этом салоне боятся произносить громких слов любви и тяготеют к громким
словам в политике.
Как
сказал Всеволод, сосуд его «Я» наполнен любовью.
Да, любовь - это вечное чудо. Только она способна озарить радугой
мечты серое небо повседневности. Без любви человек не более,
чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя.
Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть...
«Мне
надоело воевать с этим социумом, который превратил нас в папуасов.
Для западной публики, которая нашей жизни никогда не видела, наш
социум - это бред воспалённого ума. Для нас же это нормальная жизнь.
Но есть вечные темы, которые понятны всегда и везде - это
женская красота. Причем на этот счёт, у меня есть своя теория -
лицо женщина может себе нарисовать любое, а вот спина и то, что
ниже спины - это уже святое, это атрибут ее индивидуальности».
На
выставке так же представлен цикл работ художника из серии «Знаки
зодиака». Мне было интересно увидеть себя в образе очкастой
крысы. Кто знает, может быть, именно такой я и буду лет через
30.
«Я
не особо верю в гороскопы, но, с другой стороны, у каждого
есть своя программа, т.е. человек рождён со своей жизненной
установкой. Ему только нужно себя найти, максимально реализоваться
и дать толчок для продвижения, это естественный процесс».
Проникая
в глубь работ Мечковского, невольно воскресают былые мечты
и в памяти, как бы само собой всплывают поэтические строки.
«Душа' художника Всеволода Мечковского, на мой взгляд переплетается
с «Душой» поэта Николая Гумилева.
Закат
из золотого стал как медь,
Покрылись
облака зелёной ржою,
И
телу я сказал тогда: «Ответь
На
всё, провозглашенное душою»…
А
идея особо любимой мной картины Всеволода Мечковского Инь и Янь
по случайному совпадению отражена в строчках моего старого знакомого,
художника из Латвии Эна Питлуса.
...
Мои желания дошли до круга,
Но,
слава Богу, тот круг не прост.
В
нём инь и янь сменяют друг друга
Как
изобилье сменяет пост…
-
Для любого творческого человека штамп - очень опасная вещь. Ведь
велика доля риска остановиться на полпути, а почивать на лаврах,
ставя на конвейер наработанное раньше, как правило, долго не удается.
-
Думаю, что мне это не грозит, ведь всегда можно найти какие-то новые
формы самовыражения. Когда начинаешь себя тиражировать, то лучше
сразу все бросить к чёртовой матери и прямиком на помойку.
Ну,
на помойку, я думаю, Вам рановато. Потому что, Ваши «Русалочка»,
«Душа», «Инь и Янь» и многие другие картины
обладают той великой силой, которая способна реанимировать в наших
душах ощущение неповторимости жизни, неукротимо бросившейся навстречу…
|