ОСНОВНЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

 

 

Дальневосточное Собрание, 2002, март, №3

КУЛЬТУРА

Всеволод Мечковский:

РОССИЮ ПРЕСЛЕДУЕТ «МИХАЛКОВЩИНА»

Живу авансом (видит Бог), кредитом неоправданным, в долгу... А вот и сам не смог смириться с ритмом заданным… Когда аврал по всей стране - как бесы ни смеются - романтики - ценней вдвойне - поэты революций!
Анатолий Лернер

«Романтики революции» (Всеволоду Мечковскому).

Всеволод Мечковский... Для друзей просто Сева. Неугомонный художник, своей фан­тазией способный, иронизируя, оживить про­стые и тривиальные факты бытия, превра­щая их во флагштоки, на которых развевают­ся знамёна наших прошлого, настоящего и будущего. Возможно, причина этой взрывной лавины чувств, спроецированных на холсте, лежит в сплаве польских, турецких и украин­ских генов, доставшихся, художнику от пред­ков.

Я вспоминаю персональную выставку Все­волода, проходившую в Приморской картин­ной галерее несколько лет назад. Увиденное настолько потрясло, что, не кривя душой, могу сказать - до сих пор нахожусь под впечатлением.

Но время идёт и, бродя по за­лам картинной галереи, где снова были выставлены картины моего любимого художника, я невольно сравнивала того Мечковского - ро­мантика революции с этим, но­вым - поэтом, воспевающим лю­бовь. Мне кажется, неизменным в творчестве Всеволода осталось одно - он по-прежнему анатомиру­ет свои чувства так, что невольно слышишь их широкое дыхание, идущее далеко и издалека, ощу­щаешь скольжение его души вдоль дороги своего сердца. В его работах бьётся пульс вечности, подслушанный в самом быст­ротечном и преходящем.

Наверное, чтобы понять замысел художника, его идею, нужно попы­таться примерить на себя как пла­тье его настроение, взглянуть на мир его глазами, отойти от обы­денности и почувствовать могу­чее желание жить. Ведь то, что другим кажется простым нагро­мождением звуков, для художника и плач и крик и ликование, то, что для других будни, он воспринима­ет как дар судьбы.

А судьба, надо сказать, не всегда была благосклонна к этому че­ловеку. Ему запрещали выстав­ляться, не раз приходилось сталки­ваться и с предательством друзей.

«Я не знаю, что такого кон­тора, которая называется КГБ, (имеющая своих людей в творческих кругах), узрела криминального в моей работе. Я всегда говорил ребятам ещё в семидесятые годы - вот социа­лизм, а вот фашизм (переворачивает свою ладонь) - 2 стороны одной медали. А, надо сказать, это очень многим в то время не нравилось. Были такие карман­ные стукачи, которые говорили - «Сева, я на тебя настучал, но я так хорошо на­стучал, что это просто песня». Приходи­лось общаться и с такими людьми».

Несмотря на многочисленные подножки, которые ему ставили люди, Всеволод Меч­ковский приобрёл огромную известность, как в стране, так и за рубежом. Но то обстоя­тельство не оградило его от так называемого совкового маразма, с которым ему посто­янно приходится сталкиваться.

«5-6 лет назад меня, если можно так сказать, приняли в Союз художников. И говорят - «Мы тебя приняли задним чис­лом, хоть ты и не подавал заявление, так что пиши заявку и выставляй бутылку». Ну, какой разговор, и одной бутылкой, естественно не обошлось. Но для соблю­дения всех формальностей нужна была справка из ЖЭКа, о том, что я лоялен. Я добыл эту справку, но во всей своей гор­дыни, я приложил туда репродукции моих работ, вышедших в японских, чешских, польских журналах. Это окончательно доконало московских чиновников, кото­рые и вынесли резолюцию - «Совсем об­наглел». В итоге Москва меня так и не приняла в Союз. Так что я до сих пор состою в рядах неформалов, но мне это уже  абсолютно все равно».

Мне кажется, этот человек, несмотря ни на что, не уподобился фальшивомонетчику, чека­нящему фальшивую духовную монету, как это делают многие из тех, которые гордо назы­вают себя творческой интеллигенцией. Эта постперестроечная «прослойка» сегодня с диким упорством пытается слиться с сосло­вием белых воротничков, не замечая того, что, опускаясь, становится гнилой и продажной. Став чинушами, эти интеллигенты расточа­ют искусство подобно игроку, который про­игрывает свои деньги шулеру.

"Русская интеллигенция - это стадо холуев, преданно заглядывающее в гла­за власть предержащим. Нас преследу­ет «михалковщина», после которой при­дётся восстанавливаться. В высшем смысле интеллигент - это как совесть нации, интеллигент - это всегда юроди­вый, неважно, кто он - художник, архи­тектор, писатель... К сожалению, дей­ствительно порядочных людей не так уж  много, они у нас как звёздочки, а осталь­ное - такая дрянь».

Может быть, поэтому, творчество Всеволо­да Мечковского, да и сам автор являются бельмом в глазу у бюрократов от искусства, для которых жизнь - это салон, где должны произноситься только «правильные» слова и совершаться только «правильные» поступки. В этом салоне боятся произносить громких слов любви и тяготеют к громким словам в политике.

Как сказал Всеволод, сосуд его «Я» напол­нен любовью. Да, любовь - это вечное чудо. Только она способна озарить радугой мечты серое небо повседневности. Без любви че­ловек не более, чем мертвец в отпуске, не­сколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть...

«Мне надоело воевать с этим социу­мом, который превратил нас в папуасов. Для западной публики, которая нашей жизни никогда не видела, наш социум - это бред воспалённого ума. Для нас же это нормальная жизнь. Но есть вечные темы, которые понятны всегда и везде -  это женская красота. Причем на этот счёт, у меня есть своя теория - лицо женщина может себе нарисовать любое, а вот спина и то, что ниже спины -  это уже свя­тое, это атрибут ее индивидуальности».

 На выставке так же представлен цикл ра­бот художника из серии «Зна­ки зодиака». Мне было инте­ресно увидеть себя в образе очкастой крысы. Кто знает, мо­жет быть, именно такой я и буду лет через 30.

«Я не особо верю в горос­копы, но, с другой стороны, у каждого есть своя про­грамма, т.е. человек рождён со своей жизненной установ­кой. Ему только нужно себя найти, максимально реали­зоваться и дать толчок для продвижения, это есте­ственный процесс».

Проникая в глубь работ Меч­ковского, невольно воскресают былые мечты и в памяти, как бы само собой всплывают поэти­ческие строки. «Душа' художника Всеволода Мечковского, на мой взгляд переплетается с «Душой» поэта Николая Гумилева.

Закат из золотого стал как медь,

Покрылись облака зелёной ржою,

И телу я сказал тогда: «Ответь

На всё, провозглашенное душою»…

А идея особо любимой мной картины Всеволода Мечковского Инь и Янь по случайному совпадению отражена в строчках моего старого знакомого, художника из Латвии Эна Питлуса.

... Мои желания дошли до круга,

 Но, слава Богу, тот круг не прост.

 В нём инь и янь сменяют друг друга

 Как изобилье сменяет пост…

- Для любого творческого человека штамп - очень опасная вещь. Ведь велика доля риска остановиться на полпути, а почивать на лаврах, ставя на конвейер наработанное раньше, как правило, долго не удается.

- Думаю, что мне это не грозит, ведь всегда можно найти какие-то новые формы самовыражения. Когда начинаешь себя тиражировать, то лучше сразу все бросить к чёртовой матери и прямиком на помойку.

Ну, на помойку, я думаю, Вам рановато. Потому что, Ваши «Русалочка», «Душа», «Инь и Янь» и многие другие картины обладают той великой силой, которая способна реанимировать в наших душах ощущение неповторимости жизни, неукротимо бросившейся навстречу…


<<Назад

Далее>> 

Авторские права © 1999-2004.  Создание и поддержка: ООО "Тех-Инвест".