«ВЛАДИВОСТОК»
Пятница, 1 декабря 2000 года
СПИРАЛЬ ЖИЗНИ
Нет художников
бездарных, каждый
гений от рожденья.
П.Пикассо
Странно, но расписанные художником Всеволодом Мечковским стены
ночного клуба или богатенькой квартиры не вызывают чувства разочарования
- дескать, продает талант за деньги. Как-то ему удается увязать
одно с другим. Впрочем, на упреки Сева (так его зовут многочисленные
ходоки в мастерскую) плевать хотел. Слишком много историй можно
о нем порассказать.
Личная жизнь, как водится, - предмет для изысканий
психолога: деликатно скажем, что не одна муза вдохновляла Севу.
Есть знатоки его творчества, которые отваживаются заявлять:
он же одних уродов рисует! И вообще он не художник, а архитектор.
Мечковский машет рукой - пусть так. И удаляется к своим мелкам.
Вот и сейчас на прикрепленном картоне невероятно пластичным
изгибом вырисовывается женская рука, в ней перо, готовое подписать
документ. Овал чуть склоненного лица. А Мефистофеля, услужливо
протягивающего бумагу, можно узнать лишь по едва намеченному
раздвоенному следу. Как осязаемы формы! Архитектура безусловно
присутствует.
Некоторые с неким оттенком иронии называют его
главным качеством в жизни умение приспосабливаться. Лагерь апологетов
Севиного творчества затыкает уши на всякий негатив. Проторили дорожку
в вечно захламленную мастерскую, смотрят картинки, тыщу
раз виденные. Да разговоры разговаривают. Модно выражаясь - релаксацией
занимаются. Этакий клуб друзей. Один из них, давно живущий в чужих
землях, прислал книгу своих стихов с посвящением Севе. Есть
там такие строки: "Но обо мне нельзя навзрыд, во мне ребенок
мой зарыт". Вот, уже тепло... В нем действительно много
от ребенка, потерявшего мать в малюточном двухмесячном возрасте
и оттого вдруг ставшего до срока одиноким.
Материнские наставления он заменил собственными поисками
смысла жизни. За то и был преследуем известным при "совке"
ведомством, вынудившим Севу сбежать из Днепродзержинска в Приморье.
Но эту историю он не афиширует, избегая трескотни: "Я
всего лишь выправлял кривизну. Передовики, триумфальные шествия
-на деле-то все было иначе". Именуемый в управлении FЕSСО живым
классиком художник подчеркивает: "У меня сплошной реализм".
Добавим - философский, если позволит критика. Охотников до него
много. Хотя, как говорится, овес недешев. Свое творчество Сева
продает квадратными сантиметрами. Насколько хватит - то твое. Но
не все продается - за "Ночной трамвай" Мечковскому предлагают
несколько тысяч долларов. Не продается. Кое-кто решает этот вопрос
по-своему. Скандальную историю "Икара" нет-нет да и вспомнят.
Судьба картины, взятой в 1990 году Борисом Метелевым, директором
советского павильона выставки "Нагасаки. Путешествие-90",
под честное слово, до сих пор неизвестна. Подлинник исчез.
В Севиной мастерской осталась факсимильная копия. Нынче в Японию
на выставку изобразительного искусства стран АТР отправились его
"Борцы сумо". Вернутся домой - займут свое привычное
место в мастерской. Ну и в частных коллекциях, конечно,
по миру много Севиного осело. Вполне законным образом. Хотя чай
Мечковский по-прежнему пьет из кружки с щербинкой.
Истории, истории... За пятьдесят с лишним лет
их не могло не накопиться, Сева оброс ими, как корабль ракушками.
При этом он как бы сам по себе, в сторонке. Очень похоже на его
последнюю работу: внутри большой клетки - маленькая, а в ней - птаха.
Мятущаяся, совестливая, ищущая. Может быть, ее можно разглядеть
в Севиных монологах.
О любви_______________
Бывает ли ее много? Вчера, а может быть, сегодня поймал себя на
мысли - мне чертовски не хватало родительской любви. Это -
основа. Этому искусству мы учимся у матери...
Любовь к женщине приходит позже. А с чувством и понимание,
что именно она создает пространство любви. Как она захочет, так
и будет. Что такое любовь? Это настройка сверху. Никто так
и не ответил на вопрос, за что любят и почему, и как это начинается.
Настоящая любовь - редкая штука, а потому всегда счастье, даже если
больно. Даже если безответно. Не всем оно выпадает. Помню свою первую
любовь. В варежку дышал, в сугроб прятался. Так все и происходило
- издалека. Но восторг щенячий. Я не страдал. Нес ее, как огонек.
Она в тебе есть, даже если объект и не знает. Может быть, это самое
светлое.
Любовь у мужчины и у женщины суть разные вещи. Она
и он появляются на свет с разными задачами. Она влюбляется,
чтобы родить ребенка. Он - для собственного самоутверждения, ради
дела. Это чувство отличается от других тем, что его невозможно
вырастить в себе. Оно или есть, или нет. Нет щедрее любящего,
он способен отдавать, жертвовать, не требуя ничего взамен.
А когда начинаешь считать, это уже калькулятор. Значит, любовь
ушла...
Мы по-разному любим в 16 и в 40 лет. В 40 трагичнее
- ведь способность к этому чувству остается, даже когда тело
дряхлеет, становится некрасивым. Глянешь, морщины избороздили,
а душа-то та же, способная любить. Может быть, тогда и происходит
трансформация. В другую любовь - к детям, жизни. Гляжу на сына
- спит, сопит, пыхтит. Мужичок. Нежность - волной. Понимаешь:
любовь и есть главная движущая сила. Все мы в общем-то сделаны
из одной глины, части единого организма, молекулы, которые,
сцепляясь, образуют единое целое. Если бы люди чаще думали
об этом, может быть, не было бы войн...
О детях____________
Без них никак. Дети - это выстрел в будущее, функция
всякого живого существа. Если ты не родил ребенка, зачем ты
вообще пришел в этот мир? Я вот до сих пор не найду названия тому,
что какая-то мать может родить и отказаться от ребенка. Есть
же элементарные инстинкты! Но я не о том...
Дети, конечно, цветы, украшающие нашу жизнь. Но
их надо пестовать, а то одичают. Я пестую сердцем. Своего Ярика
ни разу не ударил, и старшенькая выросла небитая. К сожалению
(смеется). Я к ним отношусь как к товарищам. По-другому
нельзя. А то отпугнешь. И уйдет в себя, в свой мир. От тебя.
Я заметил, что Ярик за моим столом гораздо лучше
рисует. На самом деле мы им нужны. Они же слабые. Помню, так хотелось
в детстве, чтобы погладили по голове. А вроде бы должен быть сильным,
ты же мужчина. Наша система воспитания с самого начала неправильна
- зачем это разделение на сильных и слабых? Хочется и мальчишке
иногда поплакать, мужчина тоже не знает, как правильно. Все идем
путем проб и ошибок. Вот и опять ушли от детей. Но ведь
они в этом же мире живут!
Страшно непонимание, которое неизбежно наступает,
когда они взрослеют. Проблема отцов и детей - ничего не попишешь.
Дети вырастают, и ты остаешься один на один с собой. Начинаешь осмыслять
сверхзадачу…
О творчестве_____________
Кажется, у поэта Олжаса Сулейменова есть: творящий
- это ушибленный звездой. Точно. Ушибленный. Тот, кто поймал кайф
от творчества, будет делать свое дело без всяких денег, без наград,
одобрения и общественного признания.
Мы ведь что - родил, выкормил, сыграл в ящик. Но хоть
что-нибудь должно остаться после тебя - стихи, музыка... Человек
-единственное существо в природе, кто не просто физически продолжает
род. Мне кажется, есть некое мыслительное поле, где все накапливается.
Это и есть человеческий багаж. Говорят, мысль пришла... Она
действительно приходит. Оттуда.
В настоящем творчестве, как в любви, тоже не знаешь
как. Я каждый раз берусь за кисть и не знаю... Ремесленник знает.
О друзьях_____________
У меня есть друг, который давно живет в Израиле. Я
даже собирался написать ему письмо, но где-то затерял адрес. А потом
нашел, но письмо устарело... Но дело не в этом. Просто друзей помнишь,
даже если они перестают ими быть. Все равно помнишь.
Предательство? К этому я отношусь философски.
Если тебя предал друг - это твоя ошибка. Ты же видишь, какой человек
рядом с тобой. Нельзя быть наивным. По большому счету нет друзей
и нет врагов. Есть учителя.
В юношеском возрасте друзья появляются сами собой.
Ты был один, глядишь -рядом друг появился. И понимает вроде с полуслова.
Друзья из юности - на всю жизнь. Иногда дружба истончается. Что
ж. Так тому и быть, процесс должен быть естественным. С возрастом
становишься более одиноким...
Об уродливом и прекрасном_____________
Все относительно в мире, как это ни банально.
У моей мастерской в самом центре города - помойка. И никого это
не волнует. А рядом красивое здание. Как-то все это уживается.
Хотя прекрасного, конечно, больше. Надо уметь его замечать. В самом
элементарном. Незатейливая клумба - кусочек природы, огороженный
асфальтом, тоже прекрасна.
Вообще уродливое нам дано, чтобы мы ценили прекрасное.
Например, боди-арт. Как-то я участвовал в этом мероприятии, красил
женщину. Кистью коснулся самой ее женской сущности - казалось бы,
мужское должно во мне восстать. Низменные инстинкты, так сказать...
Но ведь в тот момент она являлась для меня всего лишь материалом.
С художника особый спрос. Он находит образ, и уродливое
перестает быть буквальным. Допустим, смерть сама по себе некрасива.
Но кисть меняет дело - она, не перестав быть трагичной, перестает
быть уродливой...
О жизни_________________
О бытие, о вечном, о космосе... Допускаю, что есть
нечто такое, что ведет нас по жизни. Пусть его зовут бог. Но только
нужны ли мы ему? Я обращался к нему и в трудную минуту, и в
периоды гармонии только с благодарностью. Спасибо, мол, создатель,
за жизнь. Она-то всегда оказывается права. Хотя порой бывает
и жестока. Взять Ван Гога или Модильяни - ничего они от жизни
не получили, кроме пинков, и умерли в нищете. Да только толку жаловаться?
Не надо сильно задумываться - делай дело, знай себе. Тяни свой
воз. А то ведь в жизни чаще как бывает? Одни тянут, другие сверху
сидят и недовольны при том, что медленно все происходит.
В сущности, наша жизнь идет по спирали. И в какой
ее точке окажешься, зависит от нас самих. Эта истина не нова. Некоторые
и даже многие как живут - поспал, поел, сходил на работу. И так
проходят дни, годы... Важна идея - священный алтарь должен быть.
Человек - существо нравственное, без идеи никак нельзя.
Однажды мне стало страшно, кажется, в 39 лет это было
или в 40. Мне показалось, что все закончилось. Но ничего такого
не произошло. Скоро очередной юбилей, и я наконец понял, что
надо относиться к жизни чуть небрежно. Утром встал - и хорошо. Еще
один день бог подарил. Хотя все мы живем с надеждой на завтра. А
хочешь, чтобы завтра было хорошо, делай хорошо сегодня.
О совести_______________
Это как раз тот оселок, на котором духовно шлифуется человек.
Он не будет делать больно хотя бы потому, что знает, что такое боль...
А слова - духовно, нравственно -это все прилагается...
Ольга ЗОТОВА
|