| «Владивосток» Пятница,
25 января 2002 года
КАК БЛИЗОК АДУ РАЙ…
Художник Мечковский - личность.
Кто с этим поспорит? В салонах не очень-то "светится",
персоналки – явление не частое, а не забывает народ его работы.
Торит дорогу в мастерскую - узнать, что нового появляется на мольберте.
Мысленно "дорисовывая" набросок, сделанный Севиной рукой,
погружаешься на несколько мгновений в его мир. Очнувшись, улавливаешь
обрывок фразы: ".. .это же стриптиз". Сева снимает недоумение,
еще раз повторяя: "Выставка, говорю, как стриптиз, - снял исподнее,
и пожалуйте в народ".
Даже сегодня он не знает результата
этого обнажения. "Знает тот, кто гонит рыночный проходняк..."
- говорит художник. И опыт ему не помощник, хотя Мечковскому есть
чем похвастать, - более 20 выставок в Приморье и за его пределами
прошло с его участием, шесть - персональных. Седьмая откроется
25 января в Приморской картинной галерее.
Он, безусловно, реалист. В его
работах - протест против ввода советских танков в Чехословакию
в 1968 году, обличение жажды власти, вечные человеческие темы
- любовь, смерть, предательство, размышление о судьбе детей.
Нет пейзажей. Вернее, они где-то там, на заднем плане. Как,
например, в работе “Смотрящая в темноту”. Графически точно прочерчены
тонкие, голые ветви деревьев. Старческое лицо спряталось
под капюшоном, лишь видны посеребренные инеем жизни ресницы.
Тонкая наблюдательность и выдумка выливается в аллегорию, образы
выписаны в своеобычной - скульптурной манере (Всеволод - скульптор
по образованию). И все же реализм Севин - индивидуальный, благодаря
которому его не спутаешь ни с одним художником.
Благодаря ему же Мечковского в
свое время наказали власти - запретом на выставочную деятельность.
Это был ад. Рисовать в стол - дело страшное. И в то же время он
продолжал “красить картинки” (Севино название творческого процесса).
Создавал свой собственный рай. Он и выжил в этом раю. Чтобы
вдруг оказаться в ситуации "Когда открыты все пути, куда идти
и как идти?" Не растерялся. Пошел всеми путями сразу. Первый
- само собой любимые картинки. Серии "Красное и черное",
"Мудрые мысли", "Знаки Зодиака", "За
жизнь" будут представлены на выставке. Второй - экспериментальный,
если можно так сказать о художнике, чье творчество часто само
по себе эксперимент. В начале прошлого года художники Всеволод Мечковский
и Татьяна Жукова пригласили зрителей в кафе "Все звезды",
оформленное ими же, на сеанс боди-арта. Красили по-живому.
В буквальном смысле. В затемненном пространстве зала тела двух моделей
расцветали диковинными морскими звездами и флюоресцентными
пульсирующими точками и линиями. Человек и стихия - водная
ли, земная - едины. К слову, Всеволод и Татьяна творят вместе давно.
И нынешняя выставка "Скрытые силы природы" - очередная
ступень в их творческом дуэте. Есть и третий путь. Оформление
помещений. Некоторые эстетные личности склонны судить художника
за то, что стены кафе или клуба расписаны мастерской кистью.
Дескать, разменял талант на рубль. Сева иронично парирует: "А
чем я хуже Врубеля или Васнецова? Уж они-то не стеснялись..."
Так точно: врубелевские панно для нижегородской промышленной
ярмарки - сегодня музейные экспонаты. Но горожанам не надо
идти в музей - достаточно попить чайку в тех же «Звездах»
или в новой кафешке "Рыжий кот". Не чай - целая история,
которую поведал Сева: жил был Кот. Не знал забот. Домоправительницей
у него была Мышь, которой Кот легко управлял. И вот положила на
него глаз Кошка, умная, строгая, хитрая. И пропал Кот…
О ремесле Мечковский тоже не против
поговорить: - "Дойдет ли человек до музея - еще вопрос, а до
кафе - уж точно. Посмотрит, глядишь, и запомнит".
Перефразируя известные слова -
все пути ведут в рай. Красочный, наполненный образами. Лишь бы карандаш
всегда был наготове.
|